Когда поёт Артек

Песни Артека. Песни в Артеке. Песни об Артеке…


Электронная книга
На главную | Оглавление книги
Последние изменения в статье сделаны 2011-03-13


Абсолют

Время жизни: 1975-1976-1978-1980-1982-1984-1985-1988-1989-1990-1992-2002-2003-2005-2008-2009-

Это, пожалуй, одна из самых известных и популярных песен у артековцев многих поколений. Её знают, любят и с огромным удовольствием поют в Артеке до сих пор.

В песне поётся об Абсолюте — мифическом добродушном старичке, являющемся одушевлённым олицетворением абсолюта — артековского тихого часа.

История появления этой песни и самого Абсолюта (старичка) обросла в Артеке многочисленными легендами, зачастую противоречащими друг другу.

Тихий час стал называться в Артеке абсолютом где-то с начала 1930-х годов.1 Тогда во время тихого часа вожатые и медсёстры ходили между палатами и напоминали детям: «Ребята, абсолютная тишина. Абсолютная тишина.»

Довольно скоро стали говорить просто: «абсолют». И это название тихого часа вскоре стало в Артеке традиционным. Во всяком случае, известно, что к 1940 г. это была уже устоявшаяся традиция (см. [Б179]).

Одна из легенд о появлении песни, которую чаще всего рассказывают в Артеке, такова.

К моменту описываемых событий тихий час назывался в Артеке абсолютом уже много лет.

Но вот во время одного из конкурсов рисунка один мальчик нарисовал гору Аю-Даг, у подножия её — корпуса Артека, а на горе — старичка, который внимательно слушает, что происходит в лагере. Надпись под рисунком гласила «Абсолют».

В это время в Артеке гостил специальный корреспондент газеты «Пионерская правда» по Сибири и Дальнему Востоку Владимир Боганов, написавший уже музыку к нескольким популярным песням. Увидев рисунок, он загорелся идеей написать песню об абсолюте и Абсолюте, что и было сделано.

Так у абсолюта появился свой добрый дух-покровитель, живущий на Аю-Даге.

Интересно отметить, что на вершине Аю-Дага, действительно, существует старое дерево с большим дуплом, которое в Артеке официально считается жилищем Абсолюта. Так что во время похода на Аю-Даг (а это — артековская традиция — каждая смена обязательно ходит на вершину Аю-Дага в однодневный поход) в это дупло обязательно кого-нибудь сажают, и он исполняет роль Абсолюта — встречает отряды, говорит с ними и посвящает детей в артековцы.

Начальник «Лесного» Евгений Александрович Васильев рассказал историю появления этой песни по-другому.

Поэт Владимир Орлов оказался в Артеке в абсолют и спросил, почему такая тишина? Ему объяснили и показали рисунок. Не уезжая из Артека, В. Орлов написал стихи. В. Боганов был в это время в Артеке и написал на стихи музыку.

Песня родилась в один день.

Интересно также отметить, что по свидетельству музрука Е. Кочегарова В. Боганов написал мелодию колыбельной песни. По его замыслу песня должна была звучать неторопливо, напевно, как бы убаюкивая артековцев.

Неизвестно, сколько бы прожила эта песня, но по иронии судьбы кто-то из временных музруков, работавших в Артеке во время отпуска штатных, стал по незнанию разучивать эту песню с детьми в шуточном подвижном темпе. И этот новый темп оказался настолько удачным, что к старому возвращаться уже никто не захотел.

Может быть, именно благодаря этой случайности, песня прожила в Артеке столько лет и продолжает жить сегодня.

Значительно позже Владимир Боганов рассказал составителям реальную историю появления песни.

В 1975 г. он должен был ехать в Артек в очередную командировку. К тому времени он уже несколько лет дружил по переписке с симферопольским поэтом Владимиром Орловым, на стихи которого, опубликованные в «Пионерской правде», написал музыку. Оказалось, что В. Орлов никогда не бывал в Артеке. И В. Боганов предложил ему поехать в Артек вместе.

Примерно на второй день пребывания в Артеке В. Орлов предложил В. Боганову написать песню об Артеке, на что В. Боганов сказал, что тему песни придумать будет очень сложно, так как песен об Артеке написано уже великое множество.

Но В. Орлов был большим фантазёром и предложил обыграть слово «абсолют», которое до того момента в Артеке не выражало ничего, кроме обозначения тихого часа.

На следующий день он принёс В. Боганову слова песни, в которой появился старичок Абсолют. И В. Боганов написал к песне музыку.

К этому времени В. Орлов и В. Боганов дали в Артеке уже несколько концертов как авторы популярных песен. Очередной концерт был запланирован в «Кипарисном». На этом концерте они впервые представили свою новую песню «Абсолют». Песня слушателям очень понравилась, и пришлось петь её раза три.

На следующий день в 12 часов был запланирован концерт В. Орлова и В. Боганова в «Горном» (это на другом конце Артека). Авторы думали, что устроят детям сюрприз, но были очень удивлены, когда, начиная с первого куплета и до конца, дети пропели вместе с ними всю песню.

Оказалось, что вожатые «Кипарисного» умудрились записать песню на магнитофон, и в «Горном» вожатые успели разучить песню с детьми по магнитофонной фонограмме и устроили сюрприз авторам.

Во время одного из следующих концертов после исполнения песни с трибуны к В. Боганову вышел мальчик и подарил ему свой рисунок, на котором изобразил старичка Абсолюта.

То есть рисунок мальчика действительно существует, но нарисован он уже по мотивам песни, а не наоборот. И по содержанию он несколько отличается от того, что про него рассказывают в Артеке.

Легендарный рисунок «Абсолют».

Автор Эгилс Витолс — юнкор из г. Лиепая Латв. ССР, участник слёта юнкоров в Артеке. Март, 1975 г.

Из личного архива В. Боганова.

Что касается темпа песни, то В. Боганов не согласен с мнением Е. Кочегарова, что песня была колыбельная. Хотя первоначальный темп песни был «Умеренно», баюкать автор никого не собирался.

Интересно также отметить, что у песни существует ещё один куплет, написанный самим В. Орловым в ту же артековскую смену, но чуть позже:

Ростом меньше, чем гороховый стручок,

Бородатый и усатый старичок,

Но вожатые и вечером, и днём

Разговаривают шёпотом при нём.

Куплет был представлен авторами песни артековцам на одном из концертов, был спет детьми вместе с ними, но дальнейшая его судьба сложилась не очень удачно. В некоторых лагерях он был быстро забыт, в других — сильно переделан.

По свидетельству артековца Ольги Романовой, отдыхавшей в «Лазурном» во вторую смену 1985 г., они разучивали и пели последний куплет песни в таком варианте:

Хоть похож он на гороховый стручок,

Этот милый бородатый старичок,

Но вожатые и вечером, и днём

Разговаривают шёпотом при нём.

А по свидетельству артековца Ольги Володиной, отдыхавшей в «Кипарисном» в 1985 г., они разучивали и пели последний куплет песни в таком варианте:

Только песни Абсолюта не слышны,

Если нету абсолютной тишины.

А вожатые и вечером, и днём

Разговаривают шёпотом при нём.

Так что совсем незамеченным куплет не остался. Хотя и неизвестно, сколько времени он прожил и в каком виде. В настоящее время этот вариант куплета забыт во всём Артеке.

Абсолют

Музыка  В. Боганова

Слова  В. Орлова

Нотная строка 1
Нотная строка 2
Нотная строка 3

 

- 1 -

На горбатом Аю-Даге в вышине,

В абсолютно абсолютной тишине,

В старом дереве нашёл себе приют

Бородатый и усатый Абсолют.

}

2 раза

- 2 -

Есть в Артеке удивительный приказ:

Подчиняться Абсолюту в тихий час.

В этот час он опускается с горы,

Но никто его не видит до поры.

}

2 раза

- 3 -

Тихо-тихо он проходит у ворот,

И по лагерю на цыпочках идёт.

То он смотрит на карманные часы,

То он песенку мурлыкает в усы.

}

2 раза

- 4 -

Только песни Абсолюта не слышны,

Если нету абсолютной тишины.

И покуда вы не ляжете в кровать (спать),2

Абсолюта абсолютно не видать.

}

2 раза

Фонограммы песни

Существует несколько фонограмм песни. Одна из них в формате mp3 по состоянию на 25 сентября 2007 г. представлена в сети Интернет на официальном сайте МДЦ «Артек» в разделе «Песенки».

В базе данных представлена любительская фонограмма в исполнении одного из авторов, Владимира Боганова.

Скачать: «Абсолют» — в исполнении Владимира Боганова (любительская запись) [Absolut.ogg ( 1.66 Мб)]

Источники информации

Б23. Землянский Н. В. Личная рабочая тетрадь, материалы из личного архива.

Б67. Кочегаров Е. С. Материалы из личного архива.

Б109. Боганов В. Н. Материалы из личного архива.

Б129. Лавров Д. На берегу моря (Наш Артек). — М.: Работник просвещения, 1929. — 102 с. — (Читальня советской школы. — № 39–40. — Третий год издания).

Б179. Артек. Альбом. / Автор-составитель А. Степная. — М.: Медгиз, 1940. — 214 с., 14 вкл.

И2. Официальный сайт Артека http://www.artek.org до 2014 г. В настоящее время эта версия сайта недоступна.

Л1. Чернышов Александр, артековец, 1984 г., смена — 8, «Озёрный», 3-й отряд.

Л2. Полюхович Дмитрий, артековец, 1977 г., смена — 7, «Янтарный», 11-й отряд; вожатый Артека, 1991–1995 гг., «Янтарный», «Речной».

Л3. Лебедева Светлана, артековец, 1984 г., смена — 8, «Озёрный», 3-й отряд.

Л15. Васильев Евгений Александрович, начальник лагерей «Лесной», «Полевой» 1963–2002 гг.

Л7. Корзун Ольга Валерьевна, артековец, 1978 г., смена — 7, «Полевой», 1-й отряд.

Л25. Базанова Ольга Михайловна, артековец, 1964 г., смена — осень, «Лазурный», 2-й отряд; вожатый Артека, 1969 г., «Лазурный».

Л12. Землянский Николай Васильевич, музыкальный руководитель 1972–2006 гг., «Лазурный», «Алмазный».

Л13. Кочегаров Евгений Семёнович, музыкальный руководитель с 1973 г., «Озёрный», «Кипарисный», «Янтарный», «Хрустальный».

Л49. Барбанов Александр Николаевич, вожатый Артека, 1976–1984 гг., «Речной».

Л54. Ткаченко Неонила, вожатый Артека, 1990–1992 гг., «Морской»; владеет информацией до 1998 г.

Л58. Боганов Владимир Николаевич, корреспондент газеты «Пионерская правда», неоднократный участник юнкоровских смен в Артеке.

Л62. Володина Ольга Геннадьевна, артековец, 1985 г., смена — июль, «Кипарисный», 11-й отряд.

Л64. Романова Ольга, артековец, 1985 г., смена — 2, «Лазурный».

Л66. Зырянов Вячеслав, артековец, 1989 г., смена — 8, «Полевой», 4-й отряд.

Л82. Корюшкина Юлия, артековец, 1982 г., смена — 15 мая–15 июня, «Лазурный».

Л80. Очаковская (Васина) Ольга, артековец, 1976 г.; вожатый Артека, 1984 г., «Озёрный»; музрук, «Лазурный»; музыкальный редактор детской телестудии Артека по 1994 г.; музрук, 2008–2010 гг., «Озёрный».

Л14. Чуклинов Владимир Евгеньевич, музыкальный руководитель с 1980 г., «Лесной», «Морской», «Хрустальный».

Л86. Матюхин Олег, артековец, 1980 г., смена — октябрь, «Лазурный».


1 Достоверно известно, что в 1929 г. названия «абсолют» ещё не было. См. [Б129].

2 Слово в скобках добавили сами ребята лет через 10 после рождения песни.

 

<-- Назад (Оглавление книги)
(Оглавление книги) Вперёд -->

На главную | Оглавление книги

Обо всех замечаниях, пожеланиях, исправлениях, дополнениях пишите мне на e-mail: artek-songs AT yandex.ru.

(Замените AT на @).

Автор сайта: Александр Чернышов


Сервер для размещения сайта предоставлен ООО «Ивантеевские телекоммуникации».